Содержание

  1. Кейс-технология
  2. Телевизионно-спутниковая технология
  3. Интернет-обучение
  1. Автономная группа
  2. Перевёрнутый класс
  3. Смена рабочих зон
  4. Новый профиль
  5. Межшкольная группа
  6. Индивидуальный учебный план
  1. Различия активных и интерактивных технологий
  2. Кейс-технология
  3. Технология проектного обучения
  4. Технология игрового обучения
  5. Исследовательская технология
  6. Технология эвристического обучения
  7. Технология модульного обучения

Современные образовательные технологии дистанционного и смешанного обучения

Дистанционная технология обучения - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Технологии дистанционного обучения:

  1. Кейс-технология (портфельная). Учащийся получает необходимые материалы для курса (книги, в том числе и электронные учебники, методические пособия, проверочные работы, специальные компьютерные программы). Связь поддерживается тьютором, который с помощью телефона, почты и иных средств связи общается с обучаемыми или непосредственно встречается с ними в консультационных пунктах и учебных центрах.
  2. Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле- и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия и т.д.
  3. Интернет-обучение, или сетевая технология. Обучаемый получает весь необходимый материал и связь с преподавателем (инструктором) также через сеть Интернет.

Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.

Технологии смешанного обучения:

  1. Автономная группа. При реализации данной модели класс делится на 2 группы: одна занимается по традиционным учебным средствам, другая – по онлайн-ресурсам. Критерий разделения на группы определяет учитель. Численный состав групп может меняться, группы имеют возможность чередоваться.
  2. Перевёрнутый класс. В отличие от традиционной организации уроков, когда большое время в классе отводится на объяснение нового материала, модель «перевёрнутого класса» подразумевает перенесение репродуктивной учебной деятельности на домашнее изучение. Напротив, работа в классе посвящается обсуждению изученного, разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой формы работы за счет высвобождения времени от зубрежки теоретического материала.

Во время дистанционного «домашнего» изучения материала в системе ведется учёт времени работы, фиксируются количественные и качественные показатели объёма работы каждого пользователя.

  1. Смена рабочих зон. Модель может быть реализована как для одного класса, так и для всей параллели. Учащиеся делятся на несколько групп и распределяются по зонам:
  • Зона работы онлайн (индивидуальная работа по инструкции учителя)
  • Зона работы в группах (групповая работа по инструкции учителя)

Оптимальное количество зон – не более 4-x. Для начальной школы рекомендовано включать в зонирование пространство для отдыха.

  1. Новый профиль. Данная модель персонализации обучения освобождает время учеников от рутины в пользу собственных образовательных интересов. При формировании нового профиля по определенным школой критериям формируются группы учащихся из классов одной параллели.

Зона ответственности на период обучения распределяется между родителями и ОУ в зависимости от места пребывания ученика.

Выбранные предметы нового профиля изучаются онлайн, остальные занятия проходят в обычном для школы режиме.

  1. Межшкольная группа. «Межшкольная группа» формируется из учащихся различных школ, изъявивших желание изучать тот или иной предмет в рамках основного или дополнительного образования.
  2. Индивидуальный учебный план (ИУП). При составлении индивидуального учебного плана расписание оптимизируется для каждого ученика с учетом его образовательных потребностей.

Группа учащихся, занимающихся по модели ИУП, создается на базе малых групп сотрудничества со сменным составом учащихся.

Современные образовательные технологии очного обучения

Классификации образовательных технологий очень обширны и разнообразны. Общей инновационной тенденцией современного образования можно считать переход от активных к интерактивным технологиям.

Активные технологии являются такой формой взаимодействия педагога с учащимися, при которой обе стороны учебного процесса общаются друг с другом. Школьники при этом вовсе не пассивные слушатели. Они становятся активными участниками занятия, имея равные права с педагогом. Это стимулирует познавательную деятельность детей и их самостоятельность. При этом в процессе получения знаний возрастает роль творческих заданий.

Интерактивная технология ориентируется на широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и между собой. Каково же место преподавателя на таком занятии? Он направляет деятельность учащихся к выполнению поставленных задач.

Выделим наиболее интересные, актуальные и эффективные с нашей точки зрения технологии в рамках педагогики сотрудничества:

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных), описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у ребят такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Технология проектного обучения. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

В наше время идея проектного обучения вновь становится центральной в деятельности учебных заведений. Именно это объясняет интерес преподавателей к технологии проектного обучения.

Технология игрового обучения - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Исследовательская технология. Исследовательская деятельность обучающихся – это такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

Применение исследовательского метода формирует у учащихся алгоритм действий, а алгоритмизация чего-либо представляет универсальность. Технология исследовательского обучения также универсальна не только в применении к любому учебному предмету, но и в практической жизни.

Технология эвристического обучения. Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование ребенком собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Основной характеристикой эвристического обучения является создание детьми образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ребенка в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т.п.; во-вторых, изменения личностных качеств ребенка, развивающихся в учебном процессе.

Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения - усвоение учениками заданного предметного материала путём выдвижения педагогом специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ребята "наводятся" преподавателем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует педагога и ребенка на достижение неизвестного им заранее результата.

Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков), поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ребенка, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности, поуровневой индивидуализацией учебной деятельности и созданием ситуации выбора для педагога и детей. Данная технология обеспечит ребенку развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью в собственном комфортном темпе. Этот темп может определить для себя ребенок, понимающий с какой целью и для чего он должен работать самостоятельно. Преподаватель имеет возможность оказания индивидуальной помощи детям. Но в данном случае помощь педагога дозирована и оказывается в тех случаях:

  • если ребенок, выполнив инструкцию, не знает, что делать дальше;
  • долго выполняет учебный элемент, не умея работать с книгой, картой, выполнить эксперимент;
  • не знает содержания, не выполнив домашнего задания и т.д.

Полезные ссылки:

https://www.youtube.com/watch?v=JgffS240WL4 «Кейс-метод» в практике школьного образования

Storytelling в электронном обучении https://www.youtube.com/watch?v=Rme3KbIzMWw

https://www.youtube.com/watch?v=QLfPoYAP820 "Смешанное обучение как ФАН", "Простые и эффективные модели смешанного обучения в школе"

https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/home  Сайт: Кочневой С.В., к.п.н., методиста иллюстрирует теоретические подходы к современным педагогическим технологиям.

Понятие коммуникации

Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов. Он имеет достаточно много определений. Мы будем придерживаться следующих основных понятий.

Коммуникация (от лат. commuriicatio — сообщение, передача), общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях.

Коммуникативный процесс - процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией.

Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения.

Выделяют восемь основных категорий коммуникационного процесса:

отправитель — человек (или группа), желающий сообщить информацию;

сообщение — информация, смысл и идея, которые хочет передать отправитель;

канал — способ, которым передается информация: устно, письменно, невербально, по телефону, через Интернет и т.п.;

код — система знаков и символов, посредством которой передается смысл сообщения. В качестве кода могут выступать слова, произнесенные вслух, написанный текст, жесты, мимика, условные сигналы и т.п.;

контекст — внешняя среда, обстановка, ситуация, наполненные индивидуально различимыми смыслами и ассоциациями;

получатель — человек (или группа), до которого отправитель хочет донести свое сообщение;

шумы (помехи) — все, что искажает смысл сообщения;

обратная связь — реакция (отклик) получателя на воспринятое им послание.

Таким образом, процесс коммуникации включает в себя несколько этапов:

  • формирование сообщения отправителем — формулирование идеи, осознание необходимости передать сообщение;
  • выбор канала связи и отображение сообщения с помощью системы кодов;
  • передача закодированного сообщения отправителем;
  • восприятие закодированного сообщения получателем;
  • расшифровка кода и формулирование идеи сообщения;
  • реакция на воспринятое сообщение.

Виды коммуникации

Схема процесса коммуникации

Существует значительное число классификаций  коммуникаций по различным основаниям:

  1. По субъекту общения:
  • межличностная
  • групповая
  • массовая
  1. По подразделениям:
  • горизонтальные (на одном уровне),
  • вертикальные (на разных уровнях),
  • диагональные (между руководителями и работниками различных подразделений);
  1. По уровням:
  • нисходящие (от руководства к подчиненным),
  • восходящие (руководителями от подчиненных);
  1. По форме общения:
  • вербальные (с помощью устной речи),
  • невербальные (мимика, жесты, взгляд, манеры; отсутствует устная речь);
  1. По используемым каналам общения:
  • формальные (возникают в процессе взаимосвязи различных уровней и отделов),
  • неформальные (источники слухов).
  1. По видам трансакций:
  • фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при которой трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
  • диалог — вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
  • опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему.
  1. По направленности:
  • внешние
  • внутренние

Подходы к измерению эффективности коммуникаций

Существует несколько основных подходов к измерению эффективности коммуникаций. Все основные отличия этих подходов исходят из особенностей толкования самого понятия «эффективные коммуникации»

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Эффективные коммуникации — обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.

Основные принципы этого подхода хорошо проиллюстрированы в статье Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Петровой Екатерины Алексеевны «Внутриорганизационные коммуникации. Построение системы эффективных внутриорганизационных коммуникаций на примере компании Google»

В работе Е.А. Петровой:

  • сформулированы условия построения эффективной системы внутренних коммуникаций;
  • описаны средства налаживания коммуникаций;
  • представлен алгоритм анализа эффективности коммуникаций;
  • рассмотрены критерии качества информации.
  1. Эффективность коммуникации – это отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности, к затратам на его получение.

Приверженец этого подхода Шарков Ф. И.  раскрывает его в своей работе «Коммуникология. Основы теории коммуникации». М., 2010.

В соответствии с этим подходом определения эффективности как отношения результат/затраты определяется финансовая или коммерческая эффективность коммуникации как отношение прироста какого-либо показателя, полученного в результате проведения коммуникационных актов к затратам на их проведение. Примером может послужить проведение рекламной компании, а в качестве показателей эффективности – финансовый показатель – отношение прироста объема прибыли к затратам на рекламную компанию или отношение прироста объема сбыта к затратам и тому подобные варианты.

  1. Эффективность коммуникации как результат соотношения достигнутого результата и предварительно намеченной цели.

Разрабатывая собственную систему мониторинга эффективности коммуникаций, творческая группа ДДЮТ «На Ленской» придерживалась данного подхода.

Этот подход подробно изложен в пособии Основы теории коммуникации / под ред. М. А. Василика. М., 2003.

В соответствии с подходом (результатцель) определяется какой-либо количественный нефинансовый показатель, достигнутый в результате коммуникации, например, в случае проведения информационной кампании это может быть число потенциальных обучающихся, вступивших в контакт с представителями учреждения в результате проведения этой кампании.

Кроме того, в соответствии с этим подходом определяется какой-либо качественный показатель, определяющий, как коммуникация достигает своей цели, в какой степени выполняются ее функции, например, достигается желаемое изменение поведения сотрудников.

Оценивая достигнутые цели коммуникаций, выделяют в качестве конечного результата эффект коммуникации.

Барьеры коммуникаций

Не смотря на различия в подходах к измерению эффективности коммуникаций, большинство авторов полагают, что на снижение эффективности влияют барьеры коммуникации.

Основные барьеры на пути межличностных коммуникаций:

  • Барьеры восприятия — неоднозначность интерпретации смысла сообщения, что зависит от различий в индивидуальных контекстах. Чаще всего это проявляется в виде конфликтов междусферами компетентности и преград, обусловленных установками людей.
  • Семантические барьеры — неоднозначность толкования смысловых оттенков слов, паралингвистических (интонация, тон, скорость) и невербальных факторов речи (жесты, мимика, поза, взгляд).
  • Барьеры обратной связи — неэффективная обратная связь, не дающая отправителю достаточной информации о правильности восприятия его сообщения.
  • Неумение слушать — люди чаще ориентированы на экспрессию собственного внутреннего мира, чем на восприятие и анализ внешней информации.

Барьеры на пути организационных коммуникаций:

  • Искажение сообщений. Возможные причины: непреднамеренно, в результате затруднений в межличностных коммуникациях; сознательно, когда кто-либо из сотрудников не согласен с сообщением и модифицирует его таким образом, чтобы сообщение отражало его интересы; в результате фильтрации; из-за статусных различий; из-за страха перед наказанием или при ощущении бессмысленности коммуникации.
  • Информационные перегрузки. Превышение реальных возможностей системы и входящих в нее людей обрабатывать информацию.
  • Неэффективная структура организации. Чем выше в организации вертикаль власти (количество иерархических уровней), тем больше вероятность искажения информации.
  • Некомпетентность персонала. Коммуникативная, профессиональная и методологическая.
  • Неэффективный способ организации работ и распределения задач.
  • Конфликты, как между подразделениями, так и между людьми.

Способы повышения эффективности коммуникации

Существует множество способов повышения эффективности межличностных коммуникаций. Перечислим лишь некоторые:

Улучшение межличностных коммуникаций:

  • Проясняйте свои идеи до того, как начнете их высказывать (передавать другим людям).
  • Будьте восприимчивы к возможным семантическим проблемам.
  • Следите за выражением своего лица, жестами, позой, интонациями.
  • Выражайте открытость и готовность понимать.
  • Добивайтесь установления обратной связи, используя следующие приемы: задавайте вопросы; попросите собеседника пересказать ваши мысли.
  • Оценивайте язык поз, жестов и интонаций собеседника, которые могут указывать на замешательство и непонимание.
  • Контролируйте первые результаты работы.
  • Всегда будьте готовы ответить на вопросы.

Пути повышения эффективности организационных коммуникаций:

  • Создавайте системы обратной связи.
  • Регулируйте информационные потоки.
  • Предпринимайте управленческие действия, способствующие облегчению обмена информацией по вертикали и горизонтали.
  • Развертывайте системы сбора предложений.
  • Используйте внутриорганизационные информационные системы: корпоративные печатные издания, стенгазеты, стенды, Интранет и т. п.
  • Применяйте достижения современных информационных технологий.

Полезные ссылки

Краткий курс лекций по дисциплине «Деловые коммуникации»
https://studme.org/50362/menedzhment/delovye_kommunikatsii
Сайт учебные материалы для студентов.

Разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникаций в условиях организации
http://studbooks.net/1377803/menedzhment/razrabotka_rekomendatsiy_po_sovershenstvovaniyu_kommunikatsiy_v_usloviyah_organizatsii 
Сайт студенческая библиотека онлайн.