4 июня (понедельник) в 11.00 в каб. 28 состоится занятие «Психологические основы конструктивного взаимодействия с родителями». Это занятие проходит в формате перевернутого класса.

Согласно педагогической технологии «Перевернутый класс» вам предстоит в удобное для вас время в удобном темпе и необходимом объеме самостоятельно изучить все, что вы еще не знали об эффективном взаимодействии с родителями. А нашу с вами личную встречу мы потратим на отработку практических навыков и дискуссию.

Чтобы вам было легче работать, я подготовила для вас полезный материал в двух основных вариантах текстовом (документы ВОРД) и видео формате. Информация в видеороликах и тексте частично повторяется, но 100% не дублируется.

Чтобы на практикуме излучать уверенность в себе, блеснуть в Экспресс-эрудит туре на знание теории эффективного взаимодействия и получить положительный опыт разрешения и предотвращения конфликтов, Вам необходимо тщательно изучить предложенный по теме материал и выполнить задания.

  1. Познакомьтесь с материалами. Если вы частично уже знакомы с предложенной информацией, посмотрите только с нужную для Вас часть.

Текстовые материалы

Видеоролики

Конфликт «Учитель-родитель»

Как разговаривать с неадекватными родителями

Памятка для педагогов «Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями»

Рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей

15 советов, как общаться с конфликтными людьми

Вебинар: учитель и родители - упреки, недовольство, страх (Егорычева И.Д.)

Родители, учителя, дети: кто прав? / Блиц-семинар Оксаны Зайцевой

Как общаться с агрессивными людьми? Советы психолога. Как реагировать на агрессию и оскорбления.

Как общаться с манипуляторами

Как побеждать в конфликтах!

  1. Пройдите тест.

Интересной вам подготовки! До встречи на практикуме!

Здравствуйте уважаемые коллеги!

С нетерпением жду нашей встречи на практическом занятии «Навыки публичного выступления».

Дни, когда я тратила большую часть занятия, а значит и вашего ценного времени на пересказ хоть и важной, но доступной информации, уходят в прошлое.

В этот раз согласно педагогической технологии «Перевернутый класс» вам предстоит в удобное для вас время в удобном темпе и необходимом объеме самостоятельно изучить все, что вы еще не знали об успешном публичном выступлении. А нашу с вами личную встречу мы потратим на отработку практических навыков и дискуссию.

Чтобы вам было легче работать, я подготовила для вас массу полезного материала в двух основных вариантах текстовом (документы ВОРД) и видео формате. Информация в видеороликах и тексте частично повторяется, но 100% не дублируется.

Чтобы на практикуме излучать уверенность в себе, блеснуть в Экспресс-эрудит туре на знание теории публичного выступления и получить положительный опыт выступлений, Вам необходимо тщательно изучить предложенный по теме материал и выполнить задания.

1. Познакомьтесь с материалами. Если вы частично уже знакомы с предложенной информацией, посмотрите только с нужную для Вас часть.

Текстовые материалы

Видеоролики

Обязательный материал

Основные требования к публичному выступлению

Структура публичного выступления

Правила публичного выступления, которые сделают его успешным

Какие приемы публичного выступления можно применить в речи

7 условий успешного публичного выступления

Как правильно составить текст публичного выступления

Роли оратора. Искусство речиСекреты публичного выступления

Дополнительный материал

Как преодолеть страх публичного выступления

Секреты публичных выступлений от известных спикеров

10 ошибок, которые испортят ваше публичное выступление

Как преодолеть страх публичного выступления?

Дикция. Упражнения для четкой речи

11 ошибок оратора

2. Пройдите тест.

3. Подготовьте выступление на 3-4 минуты на любую тему.

Интересной вам подготовки! До встречи на практикуме!

Пример использования технологии "Перевернутый класс"

Содержание

  1. Кейс-технология
  2. Телевизионно-спутниковая технология
  3. Интернет-обучение
  1. Автономная группа
  2. Перевёрнутый класс
  3. Смена рабочих зон
  4. Новый профиль
  5. Межшкольная группа
  6. Индивидуальный учебный план
  1. Различия активных и интерактивных технологий
  2. Кейс-технология
  3. Технология проектного обучения
  4. Технология игрового обучения
  5. Исследовательская технология
  6. Технология эвристического обучения
  7. Технология модульного обучения

Современные образовательные технологии дистанционного и смешанного обучения

Дистанционная технология обучения - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Технологии дистанционного обучения:

  1. Кейс-технология (портфельная). Учащийся получает необходимые материалы для курса (книги, в том числе и электронные учебники, методические пособия, проверочные работы, специальные компьютерные программы). Связь поддерживается тьютором, который с помощью телефона, почты и иных средств связи общается с обучаемыми или непосредственно встречается с ними в консультационных пунктах и учебных центрах.
  2. Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле- и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия и т.д.
  3. Интернет-обучение, или сетевая технология. Обучаемый получает весь необходимый материал и связь с преподавателем (инструктором) также через сеть Интернет.

Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.

Технологии смешанного обучения:

  1. Автономная группа. При реализации данной модели класс делится на 2 группы: одна занимается по традиционным учебным средствам, другая – по онлайн-ресурсам. Критерий разделения на группы определяет учитель. Численный состав групп может меняться, группы имеют возможность чередоваться.
  2. Перевёрнутый класс. В отличие от традиционной организации уроков, когда большое время в классе отводится на объяснение нового материала, модель «перевёрнутого класса» подразумевает перенесение репродуктивной учебной деятельности на домашнее изучение. Напротив, работа в классе посвящается обсуждению изученного, разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой формы работы за счет высвобождения времени от зубрежки теоретического материала.

Во время дистанционного «домашнего» изучения материала в системе ведется учёт времени работы, фиксируются количественные и качественные показатели объёма работы каждого пользователя.

  1. Смена рабочих зон. Модель может быть реализована как для одного класса, так и для всей параллели. Учащиеся делятся на несколько групп и распределяются по зонам:
  • Зона работы онлайн (индивидуальная работа по инструкции учителя)
  • Зона работы в группах (групповая работа по инструкции учителя)

Оптимальное количество зон – не более 4-x. Для начальной школы рекомендовано включать в зонирование пространство для отдыха.

  1. Новый профиль. Данная модель персонализации обучения освобождает время учеников от рутины в пользу собственных образовательных интересов. При формировании нового профиля по определенным школой критериям формируются группы учащихся из классов одной параллели.

Зона ответственности на период обучения распределяется между родителями и ОУ в зависимости от места пребывания ученика.

Выбранные предметы нового профиля изучаются онлайн, остальные занятия проходят в обычном для школы режиме.

  1. Межшкольная группа. «Межшкольная группа» формируется из учащихся различных школ, изъявивших желание изучать тот или иной предмет в рамках основного или дополнительного образования.
  2. Индивидуальный учебный план (ИУП). При составлении индивидуального учебного плана расписание оптимизируется для каждого ученика с учетом его образовательных потребностей.

Группа учащихся, занимающихся по модели ИУП, создается на базе малых групп сотрудничества со сменным составом учащихся.

Современные образовательные технологии очного обучения

Классификации образовательных технологий очень обширны и разнообразны. Общей инновационной тенденцией современного образования можно считать переход от активных к интерактивным технологиям.

Активные технологии являются такой формой взаимодействия педагога с учащимися, при которой обе стороны учебного процесса общаются друг с другом. Школьники при этом вовсе не пассивные слушатели. Они становятся активными участниками занятия, имея равные права с педагогом. Это стимулирует познавательную деятельность детей и их самостоятельность. При этом в процессе получения знаний возрастает роль творческих заданий.

Интерактивная технология ориентируется на широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и между собой. Каково же место преподавателя на таком занятии? Он направляет деятельность учащихся к выполнению поставленных задач.

Выделим наиболее интересные, актуальные и эффективные с нашей точки зрения технологии в рамках педагогики сотрудничества:

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных), описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у ребят такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Технология проектного обучения. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

В наше время идея проектного обучения вновь становится центральной в деятельности учебных заведений. Именно это объясняет интерес преподавателей к технологии проектного обучения.

Технология игрового обучения - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Исследовательская технология. Исследовательская деятельность обучающихся – это такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

Применение исследовательского метода формирует у учащихся алгоритм действий, а алгоритмизация чего-либо представляет универсальность. Технология исследовательского обучения также универсальна не только в применении к любому учебному предмету, но и в практической жизни.

Технология эвристического обучения. Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование ребенком собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Основной характеристикой эвристического обучения является создание детьми образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ребенка в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т.п.; во-вторых, изменения личностных качеств ребенка, развивающихся в учебном процессе.

Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения - усвоение учениками заданного предметного материала путём выдвижения педагогом специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ребята "наводятся" преподавателем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует педагога и ребенка на достижение неизвестного им заранее результата.

Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков), поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ребенка, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности, поуровневой индивидуализацией учебной деятельности и созданием ситуации выбора для педагога и детей. Данная технология обеспечит ребенку развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью в собственном комфортном темпе. Этот темп может определить для себя ребенок, понимающий с какой целью и для чего он должен работать самостоятельно. Преподаватель имеет возможность оказания индивидуальной помощи детям. Но в данном случае помощь педагога дозирована и оказывается в тех случаях:

  • если ребенок, выполнив инструкцию, не знает, что делать дальше;
  • долго выполняет учебный элемент, не умея работать с книгой, картой, выполнить эксперимент;
  • не знает содержания, не выполнив домашнего задания и т.д.

Полезные ссылки:

https://www.youtube.com/watch?v=JgffS240WL4 «Кейс-метод» в практике школьного образования

Storytelling в электронном обучении https://www.youtube.com/watch?v=Rme3KbIzMWw

https://www.youtube.com/watch?v=QLfPoYAP820 "Смешанное обучение как ФАН", "Простые и эффективные модели смешанного обучения в школе"

https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/home  Сайт: Кочневой С.В., к.п.н., методиста иллюстрирует теоретические подходы к современным педагогическим технологиям.

Понятие коммуникации

Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов. Он имеет достаточно много определений. Мы будем придерживаться следующих основных понятий.

Коммуникация (от лат. commuriicatio — сообщение, передача), общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях.

Коммуникативный процесс - процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией.

Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения.

Выделяют восемь основных категорий коммуникационного процесса:

отправитель — человек (или группа), желающий сообщить информацию;

сообщение — информация, смысл и идея, которые хочет передать отправитель;

канал — способ, которым передается информация: устно, письменно, невербально, по телефону, через Интернет и т.п.;

код — система знаков и символов, посредством которой передается смысл сообщения. В качестве кода могут выступать слова, произнесенные вслух, написанный текст, жесты, мимика, условные сигналы и т.п.;

контекст — внешняя среда, обстановка, ситуация, наполненные индивидуально различимыми смыслами и ассоциациями;

получатель — человек (или группа), до которого отправитель хочет донести свое сообщение;

шумы (помехи) — все, что искажает смысл сообщения;

обратная связь — реакция (отклик) получателя на воспринятое им послание.

Таким образом, процесс коммуникации включает в себя несколько этапов:

  • формирование сообщения отправителем — формулирование идеи, осознание необходимости передать сообщение;
  • выбор канала связи и отображение сообщения с помощью системы кодов;
  • передача закодированного сообщения отправителем;
  • восприятие закодированного сообщения получателем;
  • расшифровка кода и формулирование идеи сообщения;
  • реакция на воспринятое сообщение.

Виды коммуникации

Схема процесса коммуникации

Существует значительное число классификаций  коммуникаций по различным основаниям:

  1. По субъекту общения:
  • межличностная
  • групповая
  • массовая
  1. По подразделениям:
  • горизонтальные (на одном уровне),
  • вертикальные (на разных уровнях),
  • диагональные (между руководителями и работниками различных подразделений);
  1. По уровням:
  • нисходящие (от руководства к подчиненным),
  • восходящие (руководителями от подчиненных);
  1. По форме общения:
  • вербальные (с помощью устной речи),
  • невербальные (мимика, жесты, взгляд, манеры; отсутствует устная речь);
  1. По используемым каналам общения:
  • формальные (возникают в процессе взаимосвязи различных уровней и отделов),
  • неформальные (источники слухов).
  1. По видам трансакций:
  • фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при которой трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
  • диалог — вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
  • опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему.
  1. По направленности:
  • внешние
  • внутренние

Подходы к измерению эффективности коммуникаций

Существует несколько основных подходов к измерению эффективности коммуникаций. Все основные отличия этих подходов исходят из особенностей толкования самого понятия «эффективные коммуникации»

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Эффективные коммуникации — обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.

Основные принципы этого подхода хорошо проиллюстрированы в статье Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Петровой Екатерины Алексеевны «Внутриорганизационные коммуникации. Построение системы эффективных внутриорганизационных коммуникаций на примере компании Google»

В работе Е.А. Петровой:

  • сформулированы условия построения эффективной системы внутренних коммуникаций;
  • описаны средства налаживания коммуникаций;
  • представлен алгоритм анализа эффективности коммуникаций;
  • рассмотрены критерии качества информации.
  1. Эффективность коммуникации – это отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности, к затратам на его получение.

Приверженец этого подхода Шарков Ф. И.  раскрывает его в своей работе «Коммуникология. Основы теории коммуникации». М., 2010.

В соответствии с этим подходом определения эффективности как отношения результат/затраты определяется финансовая или коммерческая эффективность коммуникации как отношение прироста какого-либо показателя, полученного в результате проведения коммуникационных актов к затратам на их проведение. Примером может послужить проведение рекламной компании, а в качестве показателей эффективности – финансовый показатель – отношение прироста объема прибыли к затратам на рекламную компанию или отношение прироста объема сбыта к затратам и тому подобные варианты.

  1. Эффективность коммуникации как результат соотношения достигнутого результата и предварительно намеченной цели.

Разрабатывая собственную систему мониторинга эффективности коммуникаций, творческая группа ДДЮТ «На Ленской» придерживалась данного подхода.

Этот подход подробно изложен в пособии Основы теории коммуникации / под ред. М. А. Василика. М., 2003.

В соответствии с подходом (результатцель) определяется какой-либо количественный нефинансовый показатель, достигнутый в результате коммуникации, например, в случае проведения информационной кампании это может быть число потенциальных обучающихся, вступивших в контакт с представителями учреждения в результате проведения этой кампании.

Кроме того, в соответствии с этим подходом определяется какой-либо качественный показатель, определяющий, как коммуникация достигает своей цели, в какой степени выполняются ее функции, например, достигается желаемое изменение поведения сотрудников.

Оценивая достигнутые цели коммуникаций, выделяют в качестве конечного результата эффект коммуникации.

Барьеры коммуникаций

Не смотря на различия в подходах к измерению эффективности коммуникаций, большинство авторов полагают, что на снижение эффективности влияют барьеры коммуникации.

Основные барьеры на пути межличностных коммуникаций:

  • Барьеры восприятия — неоднозначность интерпретации смысла сообщения, что зависит от различий в индивидуальных контекстах. Чаще всего это проявляется в виде конфликтов междусферами компетентности и преград, обусловленных установками людей.
  • Семантические барьеры — неоднозначность толкования смысловых оттенков слов, паралингвистических (интонация, тон, скорость) и невербальных факторов речи (жесты, мимика, поза, взгляд).
  • Барьеры обратной связи — неэффективная обратная связь, не дающая отправителю достаточной информации о правильности восприятия его сообщения.
  • Неумение слушать — люди чаще ориентированы на экспрессию собственного внутреннего мира, чем на восприятие и анализ внешней информации.

Барьеры на пути организационных коммуникаций:

  • Искажение сообщений. Возможные причины: непреднамеренно, в результате затруднений в межличностных коммуникациях; сознательно, когда кто-либо из сотрудников не согласен с сообщением и модифицирует его таким образом, чтобы сообщение отражало его интересы; в результате фильтрации; из-за статусных различий; из-за страха перед наказанием или при ощущении бессмысленности коммуникации.
  • Информационные перегрузки. Превышение реальных возможностей системы и входящих в нее людей обрабатывать информацию.
  • Неэффективная структура организации. Чем выше в организации вертикаль власти (количество иерархических уровней), тем больше вероятность искажения информации.
  • Некомпетентность персонала. Коммуникативная, профессиональная и методологическая.
  • Неэффективный способ организации работ и распределения задач.
  • Конфликты, как между подразделениями, так и между людьми.

Способы повышения эффективности коммуникации

Существует множество способов повышения эффективности межличностных коммуникаций. Перечислим лишь некоторые:

Улучшение межличностных коммуникаций:

  • Проясняйте свои идеи до того, как начнете их высказывать (передавать другим людям).
  • Будьте восприимчивы к возможным семантическим проблемам.
  • Следите за выражением своего лица, жестами, позой, интонациями.
  • Выражайте открытость и готовность понимать.
  • Добивайтесь установления обратной связи, используя следующие приемы: задавайте вопросы; попросите собеседника пересказать ваши мысли.
  • Оценивайте язык поз, жестов и интонаций собеседника, которые могут указывать на замешательство и непонимание.
  • Контролируйте первые результаты работы.
  • Всегда будьте готовы ответить на вопросы.

Пути повышения эффективности организационных коммуникаций:

  • Создавайте системы обратной связи.
  • Регулируйте информационные потоки.
  • Предпринимайте управленческие действия, способствующие облегчению обмена информацией по вертикали и горизонтали.
  • Развертывайте системы сбора предложений.
  • Используйте внутриорганизационные информационные системы: корпоративные печатные издания, стенгазеты, стенды, Интранет и т. п.
  • Применяйте достижения современных информационных технологий.

Полезные ссылки

Краткий курс лекций по дисциплине «Деловые коммуникации»
https://studme.org/50362/menedzhment/delovye_kommunikatsii
Сайт учебные материалы для студентов.

Разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникаций в условиях организации
http://studbooks.net/1377803/menedzhment/razrabotka_rekomendatsiy_po_sovershenstvovaniyu_kommunikatsiy_v_usloviyah_organizatsii 
Сайт студенческая библиотека онлайн.