Содержание

  1. Кейс-технология
  2. Телевизионно-спутниковая технология
  3. Интернет-обучение
  1. Автономная группа
  2. Перевёрнутый класс
  3. Смена рабочих зон
  4. Новый профиль
  5. Межшкольная группа
  6. Индивидуальный учебный план
  1. Различия активных и интерактивных технологий
  2. Кейс-технология
  3. Технология проектного обучения
  4. Технология игрового обучения
  5. Исследовательская технология
  6. Технология эвристического обучения
  7. Технология модульного обучения

Современные образовательные технологии дистанционного и смешанного обучения

Дистанционная технология обучения - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Технологии дистанционного обучения:

  1. Кейс-технология (портфельная). Учащийся получает необходимые материалы для курса (книги, в том числе и электронные учебники, методические пособия, проверочные работы, специальные компьютерные программы). Связь поддерживается тьютором, который с помощью телефона, почты и иных средств связи общается с обучаемыми или непосредственно встречается с ними в консультационных пунктах и учебных центрах.
  2. Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле- и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия и т.д.
  3. Интернет-обучение, или сетевая технология. Обучаемый получает весь необходимый материал и связь с преподавателем (инструктором) также через сеть Интернет.

Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.

Технологии смешанного обучения:

  1. Автономная группа. При реализации данной модели класс делится на 2 группы: одна занимается по традиционным учебным средствам, другая – по онлайн-ресурсам. Критерий разделения на группы определяет учитель. Численный состав групп может меняться, группы имеют возможность чередоваться.
  2. Перевёрнутый класс. В отличие от традиционной организации уроков, когда большое время в классе отводится на объяснение нового материала, модель «перевёрнутого класса» подразумевает перенесение репродуктивной учебной деятельности на домашнее изучение. Напротив, работа в классе посвящается обсуждению изученного, разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой формы работы за счет высвобождения времени от зубрежки теоретического материала.

Во время дистанционного «домашнего» изучения материала в системе ведется учёт времени работы, фиксируются количественные и качественные показатели объёма работы каждого пользователя.

  1. Смена рабочих зон. Модель может быть реализована как для одного класса, так и для всей параллели. Учащиеся делятся на несколько групп и распределяются по зонам:
  • Зона работы онлайн (индивидуальная работа по инструкции учителя)
  • Зона работы в группах (групповая работа по инструкции учителя)

Оптимальное количество зон – не более 4-x. Для начальной школы рекомендовано включать в зонирование пространство для отдыха.

  1. Новый профиль. Данная модель персонализации обучения освобождает время учеников от рутины в пользу собственных образовательных интересов. При формировании нового профиля по определенным школой критериям формируются группы учащихся из классов одной параллели.

Зона ответственности на период обучения распределяется между родителями и ОУ в зависимости от места пребывания ученика.

Выбранные предметы нового профиля изучаются онлайн, остальные занятия проходят в обычном для школы режиме.

  1. Межшкольная группа. «Межшкольная группа» формируется из учащихся различных школ, изъявивших желание изучать тот или иной предмет в рамках основного или дополнительного образования.
  2. Индивидуальный учебный план (ИУП). При составлении индивидуального учебного плана расписание оптимизируется для каждого ученика с учетом его образовательных потребностей.

Группа учащихся, занимающихся по модели ИУП, создается на базе малых групп сотрудничества со сменным составом учащихся.

Современные образовательные технологии очного обучения

Классификации образовательных технологий очень обширны и разнообразны. Общей инновационной тенденцией современного образования можно считать переход от активных к интерактивным технологиям.

Активные технологии являются такой формой взаимодействия педагога с учащимися, при которой обе стороны учебного процесса общаются друг с другом. Школьники при этом вовсе не пассивные слушатели. Они становятся активными участниками занятия, имея равные права с педагогом. Это стимулирует познавательную деятельность детей и их самостоятельность. При этом в процессе получения знаний возрастает роль творческих заданий.

Интерактивная технология ориентируется на широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и между собой. Каково же место преподавателя на таком занятии? Он направляет деятельность учащихся к выполнению поставленных задач.

Выделим наиболее интересные, актуальные и эффективные с нашей точки зрения технологии в рамках педагогики сотрудничества:

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных), описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у ребят такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Технология проектного обучения. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

В наше время идея проектного обучения вновь становится центральной в деятельности учебных заведений. Именно это объясняет интерес преподавателей к технологии проектного обучения.

Технология игрового обучения - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Исследовательская технология. Исследовательская деятельность обучающихся – это такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

Применение исследовательского метода формирует у учащихся алгоритм действий, а алгоритмизация чего-либо представляет универсальность. Технология исследовательского обучения также универсальна не только в применении к любому учебному предмету, но и в практической жизни.

Технология эвристического обучения. Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование ребенком собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Основной характеристикой эвристического обучения является создание детьми образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ребенка в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т.п.; во-вторых, изменения личностных качеств ребенка, развивающихся в учебном процессе.

Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения - усвоение учениками заданного предметного материала путём выдвижения педагогом специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ребята "наводятся" преподавателем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует педагога и ребенка на достижение неизвестного им заранее результата.

Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков), поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ребенка, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности, поуровневой индивидуализацией учебной деятельности и созданием ситуации выбора для педагога и детей. Данная технология обеспечит ребенку развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью в собственном комфортном темпе. Этот темп может определить для себя ребенок, понимающий с какой целью и для чего он должен работать самостоятельно. Преподаватель имеет возможность оказания индивидуальной помощи детям. Но в данном случае помощь педагога дозирована и оказывается в тех случаях:

  • если ребенок, выполнив инструкцию, не знает, что делать дальше;
  • долго выполняет учебный элемент, не умея работать с книгой, картой, выполнить эксперимент;
  • не знает содержания, не выполнив домашнего задания и т.д.

Полезные ссылки:

https://www.youtube.com/watch?v=JgffS240WL4 «Кейс-метод» в практике школьного образования

Storytelling в электронном обучении https://www.youtube.com/watch?v=Rme3KbIzMWw

https://www.youtube.com/watch?v=QLfPoYAP820 "Смешанное обучение как ФАН", "Простые и эффективные модели смешанного обучения в школе"

https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/home  Сайт: Кочневой С.В., к.п.н., методиста иллюстрирует теоретические подходы к современным педагогическим технологиям.