Содержание
Понятие коммуникации
Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов. Он имеет достаточно много определений. Мы будем придерживаться следующих основных понятий.
Коммуникация (от лат. commuriicatio — сообщение, передача), общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях.
Коммуникативный процесс - процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией.
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения.
Выделяют восемь основных категорий коммуникационного процесса:
отправитель — человек (или группа), желающий сообщить информацию;
сообщение — информация, смысл и идея, которые хочет передать отправитель;
канал — способ, которым передается информация: устно, письменно, невербально, по телефону, через Интернет и т.п.;
код — система знаков и символов, посредством которой передается смысл сообщения. В качестве кода могут выступать слова, произнесенные вслух, написанный текст, жесты, мимика, условные сигналы и т.п.;
контекст — внешняя среда, обстановка, ситуация, наполненные индивидуально различимыми смыслами и ассоциациями;
получатель — человек (или группа), до которого отправитель хочет донести свое сообщение;
шумы (помехи) — все, что искажает смысл сообщения;
обратная связь — реакция (отклик) получателя на воспринятое им послание.
Таким образом, процесс коммуникации включает в себя несколько этапов:
- формирование сообщения отправителем — формулирование идеи, осознание необходимости передать сообщение;
- выбор канала связи и отображение сообщения с помощью системы кодов;
- передача закодированного сообщения отправителем;
- восприятие закодированного сообщения получателем;
- расшифровка кода и формулирование идеи сообщения;
- реакция на воспринятое сообщение.
Виды коммуникации
Существует значительное число классификаций коммуникаций по различным основаниям:
- межличностная
- групповая
- массовая
- горизонтальные (на одном уровне),
- вертикальные (на разных уровнях),
- диагональные (между руководителями и работниками различных подразделений);
- нисходящие (от руководства к подчиненным),
- восходящие (руководителями от подчиненных);
- вербальные (с помощью устной речи),
- невербальные (мимика, жесты, взгляд, манеры; отсутствует устная речь);
- формальные (возникают в процессе взаимосвязи различных уровней и отделов),
- неформальные (источники слухов).
- фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при которой трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
- диалог — вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
- опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему.
- внешние
- внутренние
Подходы к измерению эффективности коммуникаций
Существует несколько основных подходов к измерению эффективности коммуникаций. Все основные отличия этих подходов исходят из особенностей толкования самого понятия «эффективные коммуникации»
Рассмотрим некоторые из них:
- Эффективные коммуникации — обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.
Основные принципы этого подхода хорошо проиллюстрированы в статье Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Петровой Екатерины Алексеевны «Внутриорганизационные коммуникации. Построение системы эффективных внутриорганизационных коммуникаций на примере компании Google»
В работе Е.А. Петровой:
- сформулированы условия построения эффективной системы внутренних коммуникаций;
- описаны средства налаживания коммуникаций;
- представлен алгоритм анализа эффективности коммуникаций;
- рассмотрены критерии качества информации.
- Эффективность коммуникации – это отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности, к затратам на его получение.
Приверженец этого подхода Шарков Ф. И. раскрывает его в своей работе «Коммуникология. Основы теории коммуникации». М., 2010.
В соответствии с этим подходом определения эффективности как отношения результат/затраты определяется финансовая или коммерческая эффективность коммуникации как отношение прироста какого-либо показателя, полученного в результате проведения коммуникационных актов к затратам на их проведение. Примером может послужить проведение рекламной компании, а в качестве показателей эффективности – финансовый показатель – отношение прироста объема прибыли к затратам на рекламную компанию или отношение прироста объема сбыта к затратам и тому подобные варианты.
- Эффективность коммуникации как результат соотношения достигнутого результата и предварительно намеченной цели.
Разрабатывая собственную систему мониторинга эффективности коммуникаций, творческая группа ДДЮТ «На Ленской» придерживалась данного подхода.
Этот подход подробно изложен в пособии Основы теории коммуникации / под ред. М. А. Василика. М., 2003.
В соответствии с подходом (результат – цель) определяется какой-либо количественный нефинансовый показатель, достигнутый в результате коммуникации, например, в случае проведения информационной кампании это может быть число потенциальных обучающихся, вступивших в контакт с представителями учреждения в результате проведения этой кампании.
Кроме того, в соответствии с этим подходом определяется какой-либо качественный показатель, определяющий, как коммуникация достигает своей цели, в какой степени выполняются ее функции, например, достигается желаемое изменение поведения сотрудников.
Оценивая достигнутые цели коммуникаций, выделяют в качестве конечного результата эффект коммуникации.
Барьеры коммуникаций
Не смотря на различия в подходах к измерению эффективности коммуникаций, большинство авторов полагают, что на снижение эффективности влияют барьеры коммуникации.
Основные барьеры на пути межличностных коммуникаций:
- Барьеры восприятия — неоднозначность интерпретации смысла сообщения, что зависит от различий в индивидуальных контекстах. Чаще всего это проявляется в виде конфликтов междусферами компетентности и преград, обусловленных установками людей.
- Семантические барьеры — неоднозначность толкования смысловых оттенков слов, паралингвистических (интонация, тон, скорость) и невербальных факторов речи (жесты, мимика, поза, взгляд).
- Барьеры обратной связи — неэффективная обратная связь, не дающая отправителю достаточной информации о правильности восприятия его сообщения.
- Неумение слушать — люди чаще ориентированы на экспрессию собственного внутреннего мира, чем на восприятие и анализ внешней информации.
Барьеры на пути организационных коммуникаций:
- Искажение сообщений. Возможные причины: непреднамеренно, в результате затруднений в межличностных коммуникациях; сознательно, когда кто-либо из сотрудников не согласен с сообщением и модифицирует его таким образом, чтобы сообщение отражало его интересы; в результате фильтрации; из-за статусных различий; из-за страха перед наказанием или при ощущении бессмысленности коммуникации.
- Информационные перегрузки. Превышение реальных возможностей системы и входящих в нее людей обрабатывать информацию.
- Неэффективная структура организации. Чем выше в организации вертикаль власти (количество иерархических уровней), тем больше вероятность искажения информации.
- Некомпетентность персонала. Коммуникативная, профессиональная и методологическая.
- Неэффективный способ организации работ и распределения задач.
- Конфликты, как между подразделениями, так и между людьми.
Способы повышения эффективности коммуникации
Существует множество способов повышения эффективности межличностных коммуникаций. Перечислим лишь некоторые:
Улучшение межличностных коммуникаций:
- Проясняйте свои идеи до того, как начнете их высказывать (передавать другим людям).
- Будьте восприимчивы к возможным семантическим проблемам.
- Следите за выражением своего лица, жестами, позой, интонациями.
- Выражайте открытость и готовность понимать.
- Добивайтесь установления обратной связи, используя следующие приемы: задавайте вопросы; попросите собеседника пересказать ваши мысли.
- Оценивайте язык поз, жестов и интонаций собеседника, которые могут указывать на замешательство и непонимание.
- Контролируйте первые результаты работы.
- Всегда будьте готовы ответить на вопросы.
Пути повышения эффективности организационных коммуникаций:
- Создавайте системы обратной связи.
- Регулируйте информационные потоки.
- Предпринимайте управленческие действия, способствующие облегчению обмена информацией по вертикали и горизонтали.
- Развертывайте системы сбора предложений.
- Используйте внутриорганизационные информационные системы: корпоративные печатные издания, стенгазеты, стенды, Интранет и т. п.
- Применяйте достижения современных информационных технологий.
Полезные ссылки
Краткий курс лекций по дисциплине «Деловые коммуникации»
https://studme.org/50362/menedzhment/delovye_kommunikatsii
Сайт учебные материалы для студентов.
Разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникаций в условиях организации
http://studbooks.net/1377803/menedzhment/razrabotka_rekomendatsiy_po_sovershenstvovaniyu_kommunikatsiy_v_usloviyah_organizatsii
Сайт студенческая библиотека онлайн.