Содержание
- Понятие рекламы
- Особенности образовательной рекламы
- Рекламная программа в образовательной организации
- Виды рекламы
- Создание рекламных видеофильмов
- Специфика создания рекламных фильмов педагогами
- Понятие имиджа
- Внешний имидж образовательной организации
- Внутренний имидж образовательной организации
- Формирование имиджа «от запросов потребителей»
Особенности рекламных технологий в образовании
Стремительные изменения в образовательной сфере ведут к росту конкуренции среди образовательных учреждений и к устойчивому восприятию образования как услуги в сознании общественности. В этих условиях организации и отдельные педагоги сталкиваются с необходимостью не просто презентовать себя, но и рекламировать свои услуги.
Реклама – это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам (физическому, юридическому), товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний (ст. 2 Федерального закона «О рекламе» от 14.06.95). К рекламе относят любую платную форму неличного представления и продвижения товаров и услуг.
По мнению Ванькиной Инны Вячеславовны, в отличие от товарной рекламы, образовательная реклама имеет ряд особенностей:
- баланс информативности и эмоциональности рекламных сообщений: рекламное обращение должно не только содержать полезную информацию об образовательном учреждении и его услугах, но и вызывать у целевой аудитории определенный эмоциональный отклик, так как это ведет к более глубокому восприятию рекламного сообщения;
- только высокое качество рекламы;
- учет культурных и религиозных традиций населения, региональных и местных особенностей и проблем;
- адресатами образовательной рекламы выступают: потенциальные обучающиеся и их семьи, отечественные и зарубежные работодатели, образовательные и научные фонды и учреждения, производители сопутствующих услуг (гостиницы, медицинские оздоровительные учреждения, транспортные и туристические фирмы и т. п.), органы местного самоуправления и общество в целом;
- акцент делается на печатной рекламе как наиболее информативной: желательно использовать местные СМИ для рекламы учреждений общего образования и центральные и специализированные издания для рекламы высшего, дополнительного и послевузовского образования.
При разработке рекламы, и особенно рекламной кампании образовательному учреждению необходимо сформировать рекламную программу, включающую шесть элементов:
- цели рекламы;
- целевую контактную аудиторию;
- рекламный бюджет;
- средства информации;
- рекламное обращение;
- оценку эффективности рекламы.
Наиболее значимый элемент на наш взгляд это цели. Рассмотрим его более подробно.
Цели рекламы. В зависимости от цели различают следующие виды рекламы:
Информационная. Призвана проинформировать рынок о новой образовательной услуге; предложить новые способы применения полученных знаний; сообщить на рынке об изменении цен; описать предоставляемые услуги; исправить ложные впечатления; уменьшить опасения потребителей; создать имидж образовательного учреждения.
Увещевательная. Должна убедить прийти в определенное учебное заведение, на определенную программу; «переключить» внимание на другую программу; изменить представления покупателей о качестве образовательной услуги.
Напоминающая реклама. Предназначена для того, чтобы напомнить потенциальным потребителям о том, что образование (конкретная программа) может понадобиться им в ближайшем будущем, где именно можно получить необходимое образование; постоянно держать в курсе событий; напомнить о своем образовательном учреждении в период межсезонья.
Образовательная реклама может иметь различные цели и действовать в различных ситуациях, важно лишь помнить общее правило: миссия рекламы – это создание душевного комфорта человека в его повседневной жизни путем предоставления полной и правдивой информации о товарах и услугах.
Создание рекламных видеофильмов
Печатный вид рекламной продукции, такой как буклеты, листовки уже широко освоен педагогами. Но хороший рекламный видеоролик способен в очень короткие сроки создать образ товара (организации), выделить его из массы ему подобных. Поэтому пришло время освоения и этого инструмента.
Специфика создания рекламных фильмов педагогами
Создание рекламных фильмов педагогами имеет ряд специфических особенностей, не позволяющих образовательным организациям просто копировать опыт бизнесменов.
Оказавшись наедине с задачей создания рекламного видеофильма, у педагога в голове проносится рой вопросов, на которые, кажется, нет ответов. Но это не так. Педагоги ДДЮТ «На Ленской» подготовили пособие, которое структурировано в форме ответов на вопросы, которые могут возникнуть у педагога. В нем систематизированы основные тезисы, направляющие педагога от замысла до реализации фильма.
Создание позитивного имиджа образовательного учреждения
Имидж - образ учреждения, который создается искусственно и «закладывается» в сознании членов общества.
Имидж образовательного учреждения как положительный образ может быть сформирован лишь в случае предоставления качественных услуг потребителю. Но это условие, являясь необходимым, не является достаточным.
Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.
Существует несколько методов формирования позитивного образа организации. Основными методами формирования имиджа образовательного учреждения являются: эффективные PR-мероприятия (дни открытых дверей, презентации и выставки образовательных услуг, публикации в СМИ и т.д.); благоустройство здания и территории образовательной организации; повышение педагогической культуры коллектива и всего персонала учреждения.
В создание имиджа организации включен каждый сотрудник, но не всегда он формирует правильный образ. Мы разработали «Конструктор позитивного имиджа» для помощи любому педагогическому работнику в формировании положительного образа своей организации при проведении традиционных публичных событий таких как: праздничные и методические мероприятия, открытые занятия для родителей, написание статей для сайта и т.д.
Сформированный позитивный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:
- повысить привлекательность школы, в первую очередь, для родителей, учащихся и персонала,
- повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг,
- облегчить процесс введения новых образовательных услуг,
- повысить уровень организационной культуры,
- способствовать улучшению социально-психологичекого микроклимата в коллективе.
- Имидж услуги: качество образования (здесь важно не собственное мнение представителей учреждения, а мнение общественности). Например, наличие новых программ, соответствующих актуальным потребностям рынка труда, поступление выпускников в профильные ВУЗы, достижения воспитанников и др.
- Имидж руководителя: внешний вид, профессиональные достижения, ценности, психологические и социальные характеристики, общественная жизнь и др.
- Имидж персонала учреждения: качественное выполнение должностных обязанностей, культура поведения, профессиональная компетентность и т.п.
- Социальный имидж учреждения: участие в крупных, общественно значимых проектах, решение социальных проблем и т.д.
- Визуальный имидж учреждения: логотип, символика, наполнение официального сайта, оснащенность материально-технической базы, состояние прилегающей к учреждению территории, интерьер и экстерьер учебных корпусов и общежитий, безопасность и др.
- Бизнес-имидж: деловая репутация, ценовая политика в отношении платных услуг, внедрение инновационных технологий и др.
Основными параметрами внутреннего имиджа образовательной организации являются:
1) организационная культура;
2) социально-психологический климат в учреждении;
3) возможность карьерного роста для сотрудников, преподавателей и обучающихся;
4) возможность увеличения заработной платы;
5) наличие системы морального стимулирования и др.
Инструментом управления имиджем организации является имиджформирующая информация, представляющая собой совокупность информационных сообщений вербального и невербального характера, несущих в себе сведения, мнения, суждения об объекте, на основе которых в сознании человека строится система образов. Объединяясь с личными представлениями и опытом воспринимающего о данном образе, формируется мнение, что является основой имиджа объекта для конкретного представителя аудитории.
Формирование имиджа «от запросов потребителей» может включать следующие этапы деятельности образовательной организации:
- Проведение маркетингового исследования.
- Оценка ресурсов образовательного учреждения.
- Формирование перспективного плана деятельности с критериями и показателями.
- Промежуточный контроль и регулирование деятельности.
- Оценка результатов деятельности.
Полезные ссылки:
Сборник статей «Реклама в образовательном пространстве» http://elib.altstu.ru/elib/php5/disser/conferenc/2013/05/RvOP-2013.pdf
Статья «Рекламные ролики в Интернете» http://video-sam.ru/reklama.html
Статья «Топ 7 правил создания эффективного рекламного ролика» http://basetop.ru/top-7-pravil-sozdaniya-effektivnogo-reklamnogo-rolika/